Web Analytics Made Easy - StatCounter
Главная Блог Айти-брендинг, бессмысленный и беспощадный

Айти-брендинг, бессмысленный и беспощадный

Айти-брендинг, бессмысленный и беспощадный

Терминология

  • Брендинг – набор инструментов маркетинга и процесс – бренд-менеджмент, заключающийся в разработке торговой марки продукции, позиционирования и продвижении на рынок, обеспечения репутации, а также в регулярном мониторинге на соответствие определенной торговой марки требованиям рынка.

  • Айдентика — это совокупность элементов, создаваемых компанией для создания определенного образа в глазах потребителей. Айдентику часто путают с брендингом. Брендинг — это маркетинговые приемы, направленные на формирование уникального бренда.

источники marketch.ru, logaster.ru

Мухи и котлеты

Нужно понимать, что брендинг это не разработка логотипа или упаковки. Брендинг это комплекс мероприятий позволяющий повысить ценность продукта, т.е. выручку. В теории брендинг может не требовать разработки графических образов, он решает более глобальные задачи, а прикладные дисциплины - удел ремесленников. Наличие логотипа, слогана и цветового решения никак не связано с существованием бренда.

Для торговой марки достаточно логотипа, для бренда нужна парадигма основанная на качественном маркетинговом исследовании. Чувствуете разницу? Пропасть.

Апокалиптичный рынок

Когда я первый раз задумался о существовании брендинга в айти мне стало смешно – одно дело полка магазина, и совсем другое программный продукт. Механика покупки и принятия решений совершенно разная. В магазине каждая торговая марка старается понравится ради того, чтобы осуществить покупку.

Покупатель не соберёт с головы шампунь и не отправит его после тестирования обратно в магазин как можно сделать с приложением. Потребитель в айти предельно циничен. Ему плевать на историю торговой марки, плевать на цвет кожи разработчиков и откуда деньги у владельцев. Его интересует только качество и платить вперед на этом рынке не принято.

Конкуренция огромна и себестоимость смены одного решения на другое стремится к минимуму.

Если на это наложить обилие конкурентов, которые стараются заходить в рынок с условно бесплатной дистрибьюцией картинка для классического продуктового брендинга вырисовывается апокалиптичненькая.

Бесполезный брендинг TunnelBear

TunnelBear VPN-сервис с наличием запоминающейся торговой марки. Медведь лазающий вроде как по туннелям, но визуально это то ли труба, то ли вообще ведро. Набор качественных иллюстраций с демонстрацией преимуществ. Кто-то заплатил за этот сервис просто потому, что он такой оригинальный в дистрибьюции? TunnelBear только 9-й по статистике популярности и большинство его победителей не заморачивалось над своей ТМ отдавая предпочтение реально предлагаемым условиям.

Я тоже выбрал сервис намного более выгодный и если меня спросят, я с трудом вспомню его логотип. Мне просто на него наплевать, он не на что не влияет. Какой бренд у WordPress, Jira, GitHub, DropBox, Gmail, Laravel, Facebook? Это просто торговые марки, которые выбирают исключительно по номенклатуре услуг с нулевой добавочной стоимостью. Название и логотип им нужен только чтобы их не перепутали с другими.

Итак, в IT брендинга нет? Есть и вполне себе успешный.

Битрикс как пример успешного айти-брендинга

То, что творится в коде Битрикса давно является источником разнообразных мемов программистов. Внутри ужасно решительно всё: от структуры баз данных с шизофреничной нормализацией, до производителей безумно работающих тем по цене готового ресурса.

В ответ крутящим у виска разработчикам интересно спрашивать почему он такой популярный ведь его раздают, мягко говоря, совсем не бесплатно и люди выкладывают за него намного больше стоимости аналогичных качественных платформ.

Может дело в наличии разработчиков?

На современном рынке представлены подрядчики на любую более-менее популярную платформу. Найти как фрилансера, так и команду разработчиков проблем нет. Наоборот, битриксоиды славятся капризностью и расценками.

Может дело в быстрой и удобной интеграции с уже установленным бухгалтерким ПО от той же 1С?

Это может объяснить только первую покупку да и только при условии, что решение принимается не в айти-отделе, а где-то в недрах бухгалтерии. Но почему после первого же обновления после которого сайт ложится и компания терпит убытки никто не делает выводов?

Почему сливая деньги на поисковое продвижение на сайт, который своей низкой скоростью загрузки не может осуществлять конверсию, компания продолжает обливаясь слезами грызть кактус?

Вторичность визуала

Всё дело в качественном брендинге. Пример прекрасен так как логотип как у Битрикса, так и у его разработчика, 1С ужасны. Такое ощущение, что его вырезали из Экстра-М середины 90-х, в которую была завёрнута рыба пропитавшая собой оттенок красного. Но это совершенно не мешает успеху потому, что у Битрикса есть парадигма основанная на точном расчёте, которая и определяет успех. Повторяю ещё раз, визуал без концепции это просто торговая марка от которой можно ждать только формального отличия производителя (поставщика услуги).

Ментальность ЛПР

Во-первых в связи с особенностью менталитета ЛПР (лица принимающие решения) в российских компаниях это люди, которые принимают решения не считаясь и не консультируясь ни с кем. Начальник дураком быть не может, главбух тоже поэтому дурак это штатный сисадмин, который единственный, кто всем говорил, что так делать нельзя.

Дополнительные затраты на избыточную мощность сервера, систематические танцы с бубном вокруг приобретённого Франкенштейна на фоне последствий аналогичных управленческих решений просто тонут в потоке других необязательных расходов.

Именно поэтому у Битрикса очень слабая документация. Вопросы поясняются в бесконечной говорильне в форумах 1С. Так дешевле, очкарики всё равно найдут информацию, а на продажи это не влияет.

Мнение о Ducati из окна трамвая

Всем известно, что судить о Ducati/BMW/Mercedes можно только приобретя продукцию соответствующей марки. Тесты, отзывы и аналитикой интересуются только завсегдатаи трамваев/троллейбусов у которых нет денег. У кого деньги есть не думает, а покупает. Логично же, правда?

Зашоренность, она же недостаток компетенции

Спросите у рядового российского сисадмина сколько он альтернатив ПО от 1С навскидку назовёт. Скорее всего, ни одного готового решения в виде связки бухгалтерского, складского ПО и CMS ему не известно, пустая информация. Ему же за эти знания не платят.

Зачем себе создавать лишнюю работу и привлекать внимание руководства спорами? Чего тогда ждать от людей, которые это знать по своим должностным обязанностям не должны?

Вера в чистую любовь

Ну и куда же без веры в чистую любовь с первого взгляда и обещание жениться на утро? Ну если написано, что вроде как если в бухгалтерии ПО той же марки и купить у них же сайт, то все как бы должно нормально работать? Это же логично. Всестороннее тестирование, изучение отзывов и аналитики, как известно, для дураков потому, что у них своих мозгов не хватает. А тут девочка в чате написала, что всё будет хорошо.

Глаза правды

1С правильно проанализировали рынок, учли особенности менталитета и создали грамотный, эффективный бренд, который они продолжают развивать и поддерживать.

1С круче Эпл?

Сравните. Эпл нужно было напрягаться, чтобы делать какое-то время относительно качественные продукты, вкладываться в имидж как бы гения Джобса, регулярно платить квалифицированным маркетологам, дизайнерам и разработчикам.

1С купила кривой движок сайта в 2004-м и на протяжении 16-ти лет просто выпускает к нему т.н. заплатки закрывающие одни проблемы, но создающие новые. В развитие продукта, включая торговую марку, вложено минимум, но благодаря инвестициям в бренд захватила рынок и получает до сих пор гигантскую прибыль. Браво.

Яндекс, Маилру и прочее

У меня только один вопрос. Про какие сервисы может идти речь, когда компания с многомиллиардной капитализацией не может сделать веб-интерфейс почты? Я иногда бываю в почте Яндекса - после закрытия вкладки хочется принять душ настолько интерфейс нечитаемый, угнетающий и переполнен разнообразным мусором.

Как можно пользоваться файлообменными сервисами, когда есть иностранные быстрее и качественнее? Кому нужны серо-жёлтые карты Яндекса без возможности стилизации в 2020-м году? Навигатор вчистую проигрывает, например, Waze; карты Google точнее и эффективнее.

Компании прекрасно себя чувствуют. Люди активно пользуются, а ведь им не предлагали лотерейные билеты под угрозой отключения света.

Ну и кто теперь скажет, что российский айти-брендинг не крут?

?