Главная Блог Как Токовин в 15-м рынок веб-разработки хоронил

Как Токовин в 15-м рынок веб-разработки хоронил

Как Токовин в 15-м рынок веб-разработки хоронил

Эпиграф

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам,
Несите ваши денежки — иначе быть беде.
И в полночь ваши денежки заройте в землю там,
И в полночь ваши денежки заройте в землю, где?
Заройте в землю, где…

Песня «Поле чудес в стране Дураков» из к/ф «Приключения Буратино»
Слова Б. Окуджавы,
музыка А. Рыбникова

Рынок разработки умирает

Хочется вспомнить как Михаил Токовин, совладелец AIC-Qsoft, в 2015-м году писал на Vc.ru о том, что «рынок разработки сайтов умирает — как видеопрокат в 2002 году» в одноимённой статье. Как-никак основатель AMO CRM, видная фигура российского ай-ти.

Давайте порассуждаем. Количество создаваемых веб-сайтов будет уменьшаться. Малому бизнесу сайты больше не приносят клиентов (например, зачем сейчас делать сайт гостиницы или таксопарка), крупные заказчики тоже перестали клепать сотни промо-сайтов для каждого продукта, а всё больше сконцентрированы на разработке больших и технически сложных порталов.

Что из себя представляют теперь сайты банков или интернет-магазины? Никого не интересует сам сайт — они все стали приблизительно одинаковыми.

Теперь важнее научиться получать трафик, уметь его обрабатывать, утеплять лиды разными инструментами, вроде ретаргетинга или рассылок, интегрировать разные каналы коммуникации. Возьмите как пример сайт geico.com (мировой лидер по продаже страховок в онлайне) — где там чудеса веб-разработки?

Спросите участников рынка. Все признают, что работать стало чуть хуже, цены обосновывать чуть сложнее, а работать чуть больше. Где-то я эти «чуть-чуть» уже видел. Это те самые «минус 1%» в месяц — самый главный симптом разворачивающегося вниз рынка.

Чем веб-дев отличается от проката

Давайте начнём сначала, уважаемый Михаил Андреевич сравнивает рынок разработки сайтов с видеопрокатом, который умер просто от того, что его вытеснил интернет. Ту же самую информацию люди стали получать проще и быстрее — платить деньги и тратить время на прокат потеряло смысл так как можно по значительно более низкой цене получить тот же фильм не выходя из дома на своём компьютере.

Веб-разработка существует потому, что людям нужно доносить информацию и предоставлять сервис через интернет. Изменились ли запросы целевой аудитории? Появилась ли альтернатива? Может г-н Токовин 4 года будучи одним из учредителей Ассоциации Итеративных Агентств назад учуял какие-то тенденции? Может быть это и так, но в своей статье он ссылается максимум на опыт какого-то друга.

Безусловно, если не следовать вполне очевидным тенденциям мирового рынка, который развиваясь ориентируется на мобильные устройства, скорость работы, вкладываясь в современные технологии обеспечивающие удобство пользователей, то вам всегда будет казаться. что всё становится плохо.

На самом же деле рынок веб-разработки растёт так как расширяется количество и качество услуг. Другое дело можете ли вы предложить то, что от вас требует рынок.

Как делает сайт Amocrm

Давайте посмотрим на результаты теста Google PageSpeed Insight корпоративного сайта Amocrm. Результаты, прямо скажем, неутешительные — 11/57. Хотя любой профессиональный разработчик (да-да, я о нас) из такого фронта выжмет минимум 70/85. Да, придётся пересобрать вёрстку, заменить движок чата и поработать с иллюстрациями. Но ничего невыполнимого тут нет.

Может Михаилу Андреевичу чудятся кризисы потому, что он вместе с основной массой российского ай-ти отстаёт от мирового рынка. Отсюда и ощущение сужающегося колодца. Напомню, что г-н Токовин продал в октябре Amocrm компании и на 16-й год контролировал только 35% АО «амоЦРМ».

Развязка

А вот и ответ на вопрос о странности суждений Токовина (цитата из той же статьи):

Что делать, если я прав и спрос на услуги веб-разработки падает? Как я написал выше — бежать впереди лавины. Беспощадно отказываться от убыточных проектов, инвестиций и прочих творческих отклонений. Вытаскивать все возможные ресурсы и направлять их на построение нового бизнеса. Какого бизнеса? У меня есть идея, но я не могу ей с вами поделиться. Скажу лишь, что реклама (и digital-реклама) тоже умирают.

Ларчик открывается просто это обычная для vc.ru реклама. В данном случае — реклама выступлений аффтара, где он готов за денежку специально для состоятельных пацанов сорвать покрова о том, куда нужно вкладывать. Есть мнение, что даже ответ очевиден.

Источники

🐞