Web Analytics Made Easy - StatCounter
Главная Блог Лицензирование шрифтов в России и не только

Лицензирование шрифтов в России и не только

Лицензирование шрифтов в России и не только

Введение

Цель этой статьи – собрать общую информацию о лицензировании шрифтов в общем случае и в России, в частности. Так как мы не занимаемся графическим дизайном проблематика лицензирования шрифтов в этой отрасли нам интересна исключительно в качестве бульварного чтива. Тем не менее, информации собрано много и мы уверены, что эта статья представит общее представление о текущей ситуации.

Особенности лицензирования шрифтов в России

Способы лицензирования шрифтов в России

В российском законодательстве лицензирование шрифта можно осуществляться двумя способами:

  • Шрифт как программное обеспечение. В таком случае разработчик просто передаёт вам право на использование файла.
  • Шрифт как авторское произведение. Это двойная защита продукта, так как охраняется не только шрифтовой файл, но и рисунок шрифта. Так разработчик контролирует, кем и для чего используется файл. Даже при наличии лицензии у дизайнера и передачи изображений в кривых клиенту это не даёт заказчику возможности использовать результат работы. Чтобы не нарушать закон, он вынужден приобретать лицензию, даже если никогда не будет пользоваться шрифтовым файлом.

Виды лицензий на шрифты в России

  • Веб-лицензия нужна для отображения шрифта на сайте. Шрифт встраивается в код. Web-лицензия обычно учитывает статистику посещений страницы. Чем больше посетителей, тем выше стоимость. Если показатели сайта растут, значит нужно запрашивать новую лицензию.
  • Digital Ads — лицензия разрешает встраивание шрифта в интернет-рекламу, например, баннеры. Стоимость может зависеть от количества показов.
  • App-лицензия учитывает количество скачиваний приложения.
  • Лицензия для ePub — встраивание шрифта в электронные книги.
  • Server-лицензия используется в том случае, когда пользоваться шрифтом могут не только обладатели лицензии. Это почти как облачное хранилище шрифта. Такой вариант лицензии можно внедрять в работе агентства.
  • Desktop-лицензия в основном требуется дизайнерам, которые работают с материальным брендингом — печатью упаковки, рекламных материалов, сувениров, баннеров и так далее. Шрифт встраивается в растре или в векторе.

Война Paratype во главе с Эмилем Якуповым

8 фе­вра­ля 2014 го­да в рам­ках ме­ро­при­я­тий кон­фе­рен­ции «Се­ре­бро на­бо­ра» со­сто­я­лась не ­за­ме­чен­ная мно­ги­ми дис­кус­сия «Ли­цен­зи­ро­ва­ние шриф­тов», в ко­то­рой при­ня­ли уча­стие Эмиль Яку­пов, ди­рек­тор ком­па­нии Paratype, и юри­сты, за­ни­ма­ю­щи­е­ся во­про­са­ми ав­тор­ских прав. В хо­де вы­ступ­ле­ния Эмиль Яку­пов опи­сал стра­те­гию ли­цен­зи­он­ной по­ли­ти­ки Paratype и под­ход к во­про­сам охра­ны шриф­та как объ­ек­та ав­тор­ско­го пра­ва (за­пись к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту не со­хра­ни­лась).

В си­лу то­го что в ста­тье 1259 «Объ­ек­ты ав­тор­ских прав ГК РФ» шриф­ты на­пря­мую сре­ди объ­ек­тов не упо­мя­ну­ты, уси­лия Paratype и юри­стов, пред­став­ля­ю­щих её в су­дах, бы­ли на­прав­ле­ны на при­зна­ние ри­сун­ка зна­ков шриф­та объ­ек­том ав­тор­ско­го пра­ва си­лой су­деб­ных ре­ше­ний, то есть в пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ке. До это­го шрифт охра­нял­ся в пер­вую оче­редь как про­грамм­ное обес­пе­че­ние, ре­же — как про­мыш­лен­ный об­ра­зец. Во-вто­рых, ком­па­ния ре­ши­ла скон­цен­три­ро­вать­ся на вы­яв­ле­нии слу­ча­ев не­ле­галь­но­го ис­поль­зо­ва­ния шриф­та и пре­сле­до­вать не столь­ко ди­зай­не­ров, сколь­ко за­каз­чи­ков, рас­про­стра­ня­ю­щих (вво­дя­щих в обо­рот) но­си­те­ли, со­дер­жа­щие ри­су­нок зна­ков шриф­та. Не­ко­то­рые де­та­ли дол­го­сроч­ной стра­те­гии пра­во­во­го со­про­во­жде­ния де­я­тель­но­сти Paratype бы­ли рас­кры­ты на се­ми­на­ре, про­ве­дён­ном Эми­лем Яку­по­вым ещё в 2009 го­ду.

Ре­аль­ная пра­во­при­ме­ни­тель­ная прак­ти­ка при­ве­ла к то­му, что РФ ста­ла уни­каль­ной юрис­дик­ци­ей, в ко­то­рой лю­бой циф­ро­вой шрифт пол­но­стью охра­ня­ет­ся од­но­вре­мен­но и как гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние, и как про­грамм­ное обес­пе­че­ние и где ис­поль­зо­ва­ние циф­ро­во­го шриф­та од­ни­ми ли­ца­ми мо­жет по­ро­ждать пра­во­вые обя­за­тель­ства для его ли­цен­зи­ро­ва­ния и дру­ги­ми ли­ца­ми, не уста­нав­ли­ва­вши­ми его на ком­пью­тер и не­по­сред­ствен­но не ис­поль­зо­вав­ши­ми его для со­зда­ния объ­ек­тов ди­зай­на.

Читать далее про титанические усилия по выбиванию денег из клиентов за шрифты на typejournal.ru.

Что такое Google Fonts

Сервис был запущен в 2010 году и обновлён в 2011 и 2016. Многие из шрифтов выпускаются под лицензией SIL Open Font License 1.1, некоторые под лицензией Apache; то есть шрифты проекта являются свободным программным обеспечением. Шрифты также распространяются SkyFonts компании Monotype, сервисами Edge Web Fonts и Typekit фирмы Adobe.

Библиотека поддерживается посредством официального репозитория GitHub github.com/google/fonts, где напрямую доступны шрифтовые файлы. Исходные файлы многих шрифтов доступны на git репозиториях Github организации github.com/googlefonts, наряду со свободно распространяемым инструментарием, используемым сообществом Google Fonts.

Лицензирование шрифтов с открытым исходным кодом

Все шрифты с открытым исходным кодом. Это означает, что вы можете поделиться своими избранными с друзьями и коллегами. Вы даже можете настроить их для своего собственного использования или сотрудничать с оригинальным дизайнером, чтобы улучшить их. И вы можете использовать их любым способом, в частном порядке или в коммерческих целях - в печатном виде, на своем компьютере или на своих веб-сайтах.

Хотя все шрифты в Google Fonts являются открытым исходным кодом, фактические ограничения на их использование зависят от конкретной лицензии с открытым исходным кодом, под которой они выпущены, которая варьируется в зависимости от шрифтов - не существует единой лицензии, которая применима ко всем Google Fonts.

Наиболее распространенными лицензиями на Google Fonts являются SIL Open Font License и Apache License 2.0. Первая представляет собой лицензию, разработанную специально для шрифтов и требующую выпуска любых модифицированных версий под одной и той же лицензией, а вторая - универсальную разрешительную лицензию на программное обеспечение с открытым исходным кодом, которая не требует выпуска модифицированных версий под той же лицензией, но требует от них сохранения любых применимых уведомлений о лицензировании, авторских правах, патентах, товарных знаках и авторских правах из оригинального шрифта.

В любом случае, если вы действительно прочитаете текст этих лицензий, вы заметите, что даже в SIL Open Font License говорится только о «шрифтовом программном обеспечении» и не дается никаких явных ссылок на использование шрифта в логотипе или другом визуальное оформление. Вероятной причиной этого очевидного упущения является любопытный статус авторского права на шрифты - короче говоря, длинная и сложная история, во многих странах (включая США) внешний вид шрифта не защищен авторским правом. Таким образом, единственная отвечающая требованиям авторского права часть современного компьютерного векторного шрифта - это конкретный компьютерный код в файле шрифта, который сообщает вашему компьютеру, как отображать буквы на экране.

Все это означает, что если вы используете только буквы в виде шрифта в вашем логотипе (а не фактический код из файла шрифта), то вам, вероятно, разрешено делать это независимо от того, как лицензируется шрифт. Конечно, есть ряд возможных исключений.

  • Если вы разрабатываете логотип в программе для векторного рисования, такой как Illustrator, и импортируете «векторизованные» формы букв непосредственно из шрифта, возможно, что конкретное расположение кривых и контрольных точек, используемых для рисования форм букв, можно считать «компьютерным кодом», который непосредственно получен из кода в шрифте и, таким образом, подпадает под требования лицензирования шрифта.

  • Если вас это беспокоит, стандартный обходной путь заключается в том, чтобы сначала визуализировать буквы в виде растровых изображений с высоким разрешением (что, по крайней мере, в Бюро авторских прав США прямо определило отсутствие права на авторское право), а затем проследить их. Получившиеся векторные фигуры, хотя, возможно, визуально похожи на исходный шрифт, не могут претендовать на то, чтобы содержать даже малейшие возможные следы исходного кода шрифта. (Для тех, кто интересуется подобными вещами, наиболее значимым решением суда в США является Adobe v. Southern.)

  • Все это зависит от юрисдикции. Не все страны считают, что шрифты не имеют права на авторское право, и если вы – дизайнер шрифтов и проживаете в стране, которая допускает авторское право на внешний вид шрифтов (например, в России), то ваш логотип, возможно, должен соблюдать местные лицензионное законодательство, о котором мы писали выше.

  • Это может быть особенно проблематично, если лицензия предполагает, что визуальный вид не защищен авторским правом, и, таким образом, не дает явного разрешения на ее использование при наборе текста; например, строгое (и, по общему признанию, неподготовленное) прочтение SIL Open Font License может показаться, что в юрисдикциях, таких как Россия, любой набор документов с шрифтом, лицензированным OFL, будет считаться производным произведением и, следовательно, потребует быть выпущенным под той же лицензией.

  • Некоторые страны (например, Великобритания) могут также рассматривать шрифты как имеющие авторское право как таковые , но предоставляют определенные исключения, например, для «обычного курса набора текста, написания текста, набора текста или печати». Тогда возникает вопрос, подпадает ли и в какой степени использование шрифта в логотипе под эти юридические исключения. Единственная в целом надежная рекомендация, которую я могу здесь дать, - это, в случае каких-либо сомнений, обратиться к местному юристу по авторским правам.

  • Даже в таких юрисдикциях, как США, где внешний вид шрифта не подходит для защиты авторских прав, он все равно может иметь право на патент на образец или другую подобную правовую защиту. Хотя кажется маловероятным, что кто-то, проектирующий шрифт с открытым исходным кодом, явно подаст заявку на патент на него, некоторые юрисдикции (например, ЕС) автоматически предоставляют краткосрочную защиту (например, 3 года) для всех новых дизайнов.

  • Наконец, шрифты, конечно, также могут быть торговыми марками. Как правило, товарный знак на шрифте защищает только имя шрифта и, следовательно, не имеет значения при использовании шрифта, например, в логотипе. При этом, в принципе, я не вижу причин, по которым шрифт не может содержать символ торговой марки (или его часть) в качестве одного из символов, даже если это кажется маловероятным. В любом случае, здесь нет ничего строго специфичного для шрифтов - независимо от того, как вы разрабатываете свой логотип, вы должны убедиться, что конечный результат отличается от товарных знаков любых конкурентов.

  • В конце концов, на практике многое будет зависеть от того, для кого вы разрабатываете логотип. Если это для небольшого местного бизнеса, вы, вероятно, могли бы избежать даже вопиющего нарушения авторских прав, просто потому, что вряд ли кто-то потрудится подать в суд на вас, даже если технически это сделает. С другой стороны, если вы разрабатываете логотип для крупной многонациональной компании (или, возможно, для стартапа, который, возможно, когда-нибудь станет им), вы можете на всякий случай проявить особую осмотрительность.

Всем спасибо, все свободны

А теперь хорошие новости. Все описанные проблемы и сложности касаются только графический дизайн. Даже когда для разработки логотипа дизайнер использует шрифт из Google Fonts необходимость лицензирования совсем не очевидна.

Если вы легально используете свободно распространяемые шрифты Google по назначению, а именно как программное обеспечение при разработке веб-сайта или приложения то вы находитесь полностью в своём праве и ни законодательство США, ни России вас в этом праве никак не ограничивает. Тем не менее, нужно помнить о том, что Google – американская компания и все технологии и программные продукты, имеющие отношение к шрифтам, тоже иностранные. Вследствие этого всегда есть вероятность того, что вам откажут в использовании чужого ПО (Разработчику российского ПО отказали в лицензии на шрифт Times New Roman).

Поэтому, дорогие коллеги, предлагаю запастись попкорном и наблюдать за неравной битвой Паратайпа и компании за шрифтовые бюджеты.

Лично я ставлю на клиентов потому, что в условиях кризиса все экономят, а мотивировать финансовому директору траты на шрифт сложнее с каждым годом. Особенно, когда достаточно бесплатных. Другое дело – когда нужен любой повод смету раздуть и в этом заинтересованы обе стороны.

Тем не менее, желаю успеха господам и госпожам Багдасарян, Лебедеву, Мурашко, Якупову и Рудерману в их нелёгком деле.

Вместо резюме для читающих по диагонали

В российском законодательстве лицензирование шрифта можно осуществляться двумя способами: шрифт как ПО и шрифт как авторское произведение. В IT не нужно разнообразие шрифтов (многие графические дизайнеры до сих пор находятся в заблуждении на этот счёт) поэтому используются сервисы типа Google Fonts, который предоставляет шрифты как ПО, по первому алгоритму. При этом используются лицензии свободного распространения SIL Open Font License 2.0 и Apache предоставляя доступ к исходникам.

Это называется предоставлением в виде ПО шрифта с открытым исходным кодом. Таким образом, эти шрифты пользователь может использовать как хочет, имеет право на их распространение в полном соответствии с ГК РФ Статья 1259 «Объекты авторских прав». Все вопросы лицензирования поднятые Paratype и Эмилем Якуповым в лучше случае затронут графический дизайн и нас, в веб-разработке, не затронут даже если в 1259-ю статью внесут шрифты в виде отдельного объекта авторских прав просто потому, что в вебе не востребована сама идея разнообразности шрифтов – особенно в интерфейсах. Best interface is No interface.

Тем более желающих платить кому-то за лицензию по числу загрузок/показов сайта/приложения нет и не предвидится. Более того, я уверен, что и в графическом дизайне перспективы жёсткого лицензирования шрифтов достаточно призрачны. Не удивительно, что борьба Паратайпа с 2009-го года так и не увенчалась корректировками 1259-й статьи. В России достаточно жёсткое законодательство, касающееся авторских прав на шрифты, и перспектив его ужесточения я не вижу.

Литература



Разработка сайтов и сервисов

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями. Подпишитесь на наши новости и мы сделаем для вас бесплатно аудит вашего сайта.